ФОТО НЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зеликсон Елизарий Юльевич

 

 

 

Родился в г. Глухове Черниговской губернии 1 августа 1892 года, в семье служащего. Окончив гимназию, поступил в Киевский мединститут, однако принят не был ввиду существовавшего тогда ценза, ограничивавшего прием в вузы лиц нерусской национальности. И тогда, заработав деньги репетиторством, вместе со своим гимназическим товарищем уехал в Цюрих, где и поступил на медицинский Факультет. За время учебы работал на табачной фабрике и санитаром в одной из клиник, где по окончании факультета стал младшим ассистентом.

 

Елизарий Юльевич был тесно связан с русской эмигрантской группой и состоял в правлении эмигрантской столовой. В этой столовой обедали и поселившиеся в Цюрихе В. И. Ленин и Н. К. Крупская,  и Зеликсон встречал их здесь. Он присутствовал почти на всех выступлениях Владимира Ильича и под влиянием его идей принял решение вступить в ленинскую партию. Воспоминания Зеликсона об этом периоде его жизни были приняты в архив Центрального музея В. И. Ленина в Москве.

 

Вернувшись на родину в 1920 году, Зеликсон вступил в ряды Коммунистической партии. Он был направлен Семашко на должность заместителя народного комиссара здравоохранения Белоруссии, а затем и возглавил Наркомздрав БССР. В 1922 году (приблизительно) был направлен по мобилизации в Якутию для усиления работы по здравоохранению.  В 1926 году был отозван и направлен тов. Семашко в Ленинград в качестве ректора Института физического образования им. Лесгафта.

 

Елизарий Юльевич защитил докторскую диссертацию по социальной гигиене при Институте усовершенствования врачей и читал там курс лекций.

 

В должности ректора, а затем и директора, он работал до 1938 года. С его приходом институт приступил к большому переустройству, в ходе которого бывший манеж и конюшни были превращены в гимнастические залы, в надстроенных помещениях появились новый зал спортигр и общежитие для студентов, бывшие дворцовые помещения были приспособлены для библиотеки, учебных занятий и научной работы. Дворцовые флигели были перестроены для размещения там кафедр, аудиторий. На месте «Луна-парка» при участии студентов построили стадион, а зимой здесь устраивался каток. Позднее была организована спортивная база в Кавголове.

 

Одновременно с созданием материальной базы шла большая, трудная работа по постепенному коренному пересмотру учебного плана и учебного процесса в соответствии с современными требованиями физкультурного движения. В 1930-1931 годах были созданы кафедры по теоретическим и практическим дисциплинам, учреждена аспирантура, стало традицией выдвижение на теоретическую и практическую работу студентов. На всех кафедрах шла целенаправленная работа по созданию пособий на основе пересмотренных программ. Для практических работников и спортсменов, не имеющих специального образования, была организована высшая школа тренеров, началась подгатовка специалистов по художественной гимнастике.

 

В период очередной волны репрессий в 1937-1938 годах Е. Ю. Зеликсон был снят с должности директора по предъявленным обвинениям в ошибках и «вредительстве». В частности, в вину ему вменялось то, что художественная гимнастика, культивируемая в институте, вредит девушкам, что он разговаривал по-немецки с «врагом народа» Крамером (немцем, студентом-гимнастом) и др. А было это всего через 2 года после того, как возглавляемый им институт был награжден орденом Ленина, а сам он – орденом Красной Звезды. Зеликсон был оставлен в институте в качестве заведующего созданной им кафедры истории физической культуры.

 

Будучи вместе с институтом в эвакуации в г. Фрунзе, он проводил большую пропагандистскую работу, выступал в разных городах Киргизии с лекциями, в том числе и о деятельности М. В. Фрунзе и А. В. Суворова. Ему, а также профессорам А. Н. Крестовникову и Г. Г. Шахвердову было присвоено тогда звание заслуженного деятеля науки Киргизской ССР.

 

По возвращении в Ленинград в 1947 (или 1948) году Е. Ю. Зеликсон был назначен директором ЛНИИФКа, отделившегося от Института им. Лесгафта.

 

В 1949 году, осенью, Елизарий Юльевич был арестован по обвинению во вредительстве и космополитизме с учетом тех же обвинений, которые были предъявлены ему в 1937 году. Был осужден на 10 лет с конфискацией имущества, в том числе и большой специальной библиотеки и всех его научных работ.

 

В 1952 году в заключении перенес инсульт, после чего самостоятельно почти не передвигался. В 1954 году он был полностью реабилитирован и восстановлен в партии с 1920 года, получил персональную премию республиканского значения. Была получена компенсация за конфискованное имущество, однако ни библиотека, ни научные работы возвращены не были.

 

Елизарий Юльевич скончался в 1964 году 7 октября, похоронен на Богословском кладбище.

 

Благодаря ему были осуществлены важные организационные перемены в жизни Института им. Лесгафта. Значительны заслуги Е. Ю. Зеликсона и перед физкультурным движением в целом. Так, по его инициативе было ликвидировано преподавание отдельных гимнастических систем и создан «нормальный урок», который имел своей задачей обеспечить оздоровительное, образовательное и воспитательное воздействие, используя всё лучшее, имевшее место в различных системах. Этим обеспечивалась общая физическая подготовка как база спортивного мастерства и приобщения к физкультуре и спорту широких масс.

 

Благодаря ему были созданы музей и кафедра истории физической культуры, что явилось исходной точкой для развития этой дисциплины, включения её в курс преподавания во всех спортивных вузах страны.

 

Еще одно из крупномасштабных, всесоюзного значения дел, Е. Ю. Зеликсона – это создание им клиники социального здоровья, а затем, на базе её, - ЛНИИФКа, что способствовало интенсификации научного обоснования средств и методов советской физической культуры.  И здесь вновь проявились его смелость в осуществлении задуманного, способность действовать вопреки амбициям ведомств.

 

И конечно, всё это делалось благодаря тому, что Е. Ю. Зеликсон ум ел организовать людей на творческий труд. Сколько было у него замечательных единомышленников! Это И. Н. Петухов, И. И. Никифоров, И. М. Коряковский – в те годы его заместители, а затем (в той же последовательности) директора института. Позже Петухов и Никифоров возглавляли Центральный институт физкультуры, а Коряковский – ЛНИИФК.

 

Как много мог бы еще сделать для института, для людей Елизарий Юльевич! До обидного рано  он был вычеркнут из активной жизни. Но то, что сделано в его бытность в институте, сослужило, и во многом служит и сейчас, на благо института и физкультурного движения.

 

 

С. А. Бортфельд

Из газеты «За физкультурные кадры» №38 от 22 декабря 1988 года